[Франц.: Institut de théologie orthodoxe Saint-Serge], высшее учебное заведение Архиепископии западноевропейских приходов рус. традиции Московского Патриархата (до нояб. 2018 - Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата). Историческим местом расположения является Сергиевское подворье в Париже (Франция).
Начало истории Сергиевского богословского ин-та связано с массовым прибытием в Зап. Европу в нач. 20-х гг. ХХ в. правосл. беженцев из России, вынужденно покинувших страну во время и после Гражданской войны 1918-1920 гг. В этих условиях возникла необходимость в организации в одном из центров рус. эмиграции богословско-образовательного учреждения для подготовки священнослужителей, к-рые взяли бы на себя окормление новой паствы. Первой попыткой создания подобного учебного заведения в Париже было открытие в февр. 1921 г. Высших правосл. богословских курсов. Занятия проводились в помещениях Русской гимназии («Средней русской школы») на ул. Доктёр-Бланш, 7 (7 rue du Docteur Blanche). Лекторами выступали настоятель и 2-й священник парижского Александро-Невского храма протоиереи Я. Г. Смирнов (впосл. протопресвитер) и Н. Н. Сахаров, читавшие соответственно толкование апостольских посланий и догматическое богословие, проф. А. В. Карташёв - введение в НЗ и историю Церкви, Т. А. Аметистов - патрологию. Курсы действовали только до лета 1921 г.
В кон. дек. 1922 г. в Париж переехал митр. Евлогий (Георгиевский), назначенный патриархом свт. Тихоном (Беллавиным) управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе. Уже в 1922-1923 гг. в окружении митр. Евлогия звучали предложения о создании богословской школы для рус. эмигрантов. С кон. янв. 1924 г. велись поиски места для организации 2-го (после Александро-Невского собора) правосл. прихода в Париже. Выбор был остановлен на комплексе строений нем. лютеран. церкви и школы в 19-м городском округе - на месте бывш. каменоломни по адресу ул. Криме, 93, (93 rue Crimée). Двухэтажное здание церкви и еще неск. построек на земельном участке в 3 тыс. кв. метров были национализированы франц. правительством после начала первой мировой войны и в 1924 г. выставлены на продажу. После осмотра владения митр. Евлогий не только благословил его покупку для организации нового прихода, но и в случае успеха на торгах решил именно на этом месте создать Богословский ин-т, к-рый должен был, с одной стороны, продолжить традиции российских духовных академий, а с другой - готовить кадры священнослужителей и заниматься просвещением мирян. Однако для его офиц. открытия было необходимо решить целый ряд организационных, финансовых, имущественных вопросов. Прежде всего в кратчайшие сроки потребовалось собрать значительную денежную сумму, необходимую не только для выкупа земельного участка и недвижимого имущества, но и для проведения срочных ремонтных работ в обветшавших зданиях. Финансовую помощь в деле приобретения зданий оказал генеральный секретарь Всемирной студенческой христианской федерации и Международного комитета YMCA Дж. Р. Мотт. Значительная сумма была взята митр. Евлогием в кредит у частных лиц под личное поручительство. 18 июля 1924 г. назначенные митр. Евлогием своими поручителями М. М. Осоргин (см. в ст. Осоргины) и кн. Г. Н. Трубецкой смогли купить земельный участок с находившимися на нем зданиями за 321 тыс. франков. То, что дата приобретения участка совпала с днем памяти прп. Сергия Радонежского, дало основание считать святого небесным покровителем новообразуемых в этом месте прихода и учебного заведения.
Сроки выполнения взятых на себя обязательств и погашения кредитов были очень краткими. Для сбора необходимой суммы 19 авг. 1924 г., на праздник Преображения Господня, митр. Евлогий объявил всеобщий сбор средств среди рус. эмигрантов. Вскоре был организован Учредительный комитет по устроению Сергиевского подворья, взявший на себя основные труды по организации прихода и Высшей богословской школы. В него вошли: митр. Евлогий (председатель), Аметистов (секретарь), архим. Иоанн (Леончуков), прот. Н. Сахаров, прот. Г. А. Спасский, прот. С. Н. Булгаков, кн. Трубецкой, Осоргин, кн. Б. А. Васильчиков, гр. А. К. Хрептович-Бутенев, Н. Т. Каштанов, П. А. Вахрушев, В. П. Глебов, Е. П. Ковалевский, И. П. Демидов, Карташёв, С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан), В. В. Зеньковский (впосл. протопресвитер), И. В. Никаноров, Л. Н. Липеровский (впосл. протоиерей), К. Е. фон Замен, Н. И. Шидловский и представители Дж. Мотта Г. Ж. Кулльманн и П. Б. Андерсон. В составе комитета в соответствии с первоочередными задачами были выделены 3 комиссии: финансовая, строительная и учебно-богословская. Комитет имел отд-ния в Брюсселе, Риме и Лондоне. Уже 1 марта (н. с.) 1925 г. был освящен храм во имя прп. Сергия Радонежского, ставший центром Сергиевского подворья.
Одновременно к весне 1925 г. была сформирована группа преподавателей, ставшая 1-м профессорско-преподавательским составом ин-та. Составление устава Богословского ин-та и его 1-й учебной программы было поручено проф. Безобразову. Как позже писал проф. Карташёв, новую богословскую школу назвали ин-том, а не академией «по мотивам скромности, не претендуя на равенство со старыми Духовными академиями, а равно и в память и как продолжение Богословского ин-та, который существовал в Петрограде [см. Петроградский богословский институт]» (Прп. Сергий в Париже. 2010. С. 18). В 1940 - в год 15-летия ин-та, митр. Евлогий присвоил ему звание академии, хотя его офиц. названием осталось именование «институт». Тем не менее в офиц. печатном органе ин-та, ж. «Православная мысль», в 40-х гг. текущие события из жизни духовной школы публиковались под заголовком «Летопись академии».
В марте 1925 г., почти сразу после освящения храма во имя прп. Сергия, располагавшегося на 2-м этаже главного здания подворья, на 1-м этаже были организованы Богословские курсы для подготовки кандидатов на поступление в буд. ин-т. Первыми слушателями, принятыми на пропедевтическое отд-ние (подготовительный класс), стали 19 чел. (16 студентов и 3 вольнослушателя). Занятия начались 30 апр. 1925 г., в четверг Фоминой недели. После молебна перед началом учебных занятий, совершённого митр. Евлогием, проф. Карташёв прочитал 1-ю лекцию «Критический анализ летописного повествования о миссионерской деятельности святого апостола Андрея Первозванного на Руси». Занятия пропедевтического отд-ния продолжались всё лето. Преподавали следующие предметы: Свящ. Писание Ветхого и Нового Заветов, общая и рус. церковная история, догматическое богословие, нравственное богословие, литургика и каноника, греч. и лат. языки, во 2-й пол. учебного периода дополнительно - философия. На основе пропедевтического отд-ния был сформирован 1-й курс, приступивший к занятиям на праздник прп. Сергия, 8 окт. 1925 г. К 1 нояб. того же года в Сергиевский ин-т зачислили 32 учащихся (29 студентов и 3 вольнослушателя) из числа 120 чел., подавших прошения. В дальнейшем количество желающих учиться всегда превышало число мест, которые мог предоставить ин-т. Так, в 1927 г. из 45 желающих приняты 15, в 1928 г.- 9 из 26, в 1929 г.- 11 из 24.
Управление ин-та было организовано по образу традиц. духовных школ дореволюционной России. Во главе ин-та стоял ректор, за к-рым были закреплены функции по выработке основной стратегии деятельности учебного заведения. Первым ректором вплоть до своей смерти в 1946 г. был митр. Евлогий (Георгиевский). Воспитательной работой со студентами должен был заниматься инспектор. Первым инспектором, заложившим основы своеобразного уклада жизни ин-та, стал еп. Вениамин (Федченков), находившийся на этой должности в 1925-1926 и 1929-1930 гг. Главным органом управления ин-том являлся совет профессоров, в к-рый входили все члены профессорско-преподавательской корпорации. Первый учебный план П. б. и. был составлен по образу традиц. российских богословских школ, однако помимо основных богословских предметов много внимания уделялось философии и языкам (древним и новым). Еп. Вениамин (Федченков) преподавал пастырское богословие, литургику, сектоведение, слав. язык и Свящ. Писание ВЗ, прот. С. Булгаков - догматическое богословие, Карташёв - историю Церкви и еврейский язык, Безобразов - Свящ. Писание НЗ и греч. язык, П. Е. Ковалевский - лат. язык, Зеньковский - историю философии, психологии и педагогику, В. Н. Ильин - литургику, апологетику, психологию, средневек. философию, прот. Г. В. Флоровский - патрологию и нравственное богословие, Л. А. Зандер - логику, философию и сравнительное богословие. По мере подбора новых преподавателей круг преподаваемых в ин-те дисциплин постоянно расширялся. В течение первых лет преподавательская корпорация пополнялась новыми членами, среди к-рых были Г. П. Федотов - история зап. исповеданий, агиология, Б. П. Вышеславцев - нравственное богословие. Лекции также читали и проводили занятия со студентами временно приглашенные в Сергиевский ин-т Н. Н. Глубоковский (Свящ. Писание НЗ), Н. О. Лосский и С. Л. Франк (философия), Н. М. Зёрнов (обличительное богословие), А. Г. Чесноков (младший брат известного композитора, церковное пение), Н. К. Кульман (слав. язык), С. В. Троицкий (каноническое право).
30-е гг. ХХ в. стали периодом расцвета П. б. и., когда был достигнут синтез «опыта старой и славной Духовной Академии… с исканиями и чаяниями любомудрствующей мысли». В это время в ин-те совместно трудились представители как дореволюционных российских духовных школ, так и той интеллигенции, которая начала свое возвращение в Церковь в последние предреволюционные годы. Всех их объединяло стремление к «святоотеческму духу и опыту и тоска о подлинной церковной традиции» (Киприан (Керн), архим. Слово на праздновании 25-летия Сергиевского ин-та // Св.-Сергиевское подворье в Париже. 1999. С. 85, 88). В это время в ин-те продолжали свою деятельностью прот. С. Булгаков, прот. Г. Флоровский, Карташёв, Ильин, иером. Кассиан (Безобразов), Зеньковский. К ним в 30-х гг. присоединились Н. Н. Афанасьев (впосл. протопресвитер), преподававший каноническое право и греч. язык, архим. Киприан (Керн) - пастырское богословие, литургику, В. В. Вейдле - историю христианского искусства, выпускники П. б. и. (1928) Ф. Г. Спасский - сектоведение и Б. И. Сове - Свящ. Писание ВЗ.
В силу трагических событий в России П. б. и. в довоенный период был главным центром рус. богословской мысли. Преподаватели участвовали в богословских конференциях, проходили стажировки в богословских школах Балканских стран. Частыми были их поездки с научными целями на Афон. В 1936 г. при активном участии профессоров ин-та в Афинах прошел I Всеправославный конгресс богословов. Ин-т вел активную научно-богословскую работу. Практически все преподаватели публиковались не только на русском, но и на различных европ. языках. В помещениях ин-та проходили конференции, встречи, велись дискуссии на богословские темы. Результатом этой работы стало появление т. н. парижской богословской школы. К предвоенному 1939 г. П. б. и. окончили уже ок. 100 выпускников, среди к-рых - более 60 священников и диаконов. Отличительной чертой институтской жизни была строгая аскетичность, напоминавшая монастырский уклад. В течение очень долгого срока сохранялась традиция, введенная с начала существования ин-та митр. Евлогием и еп. Вениамином в соответствии с к-рой все студенты проживали совместно в общежитии и носили подрясники. Обязательным для профессоров и для студентов было ежедневное участие в богослужении, при этом студенты исполняли все необходимые послушания на клиросе и в алтаре. Совместные трапезы преподавателей и студентов проходили при полном молчании под чтение прологов и Житий святых. Профессора и студенты часто становились священниками, направлявшимися служить в многочисленные приходы рус. зарубежья, они преподавали Закон Божий в приходских школах, организовывали детские летние лагеря и др. Нередкими были постриги в монашество преподавателей и студентов. Заметным было участие П. б. и. в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД) и благотворительного культурно-просветительного об-ва «Православное дело» мон. прмц. Марии (Скобцовой). При участии преподавателей ин-та прошло неск. съездов Лиги правосл. культуры. Помимо образовательной, научной и общественной деятельности П. б. и. играл важную роль в свидетельстве о Православии на Западе. Члены профессорско-преподавательской корпорации работали в Постоянном комитете Лозаннской конференции по вопросам веры и церковного устройства. В 1927 г. профессора и студенты ин-та стали соорганизаторами англо-рус. студенческих христ. конференций. В янв. 1928 г. при их участии было создано православно-англикан. Албания святого и преподобного Сергия содружество, где прот. С. Булгаков стал вице-председателем.
Еще в нояб. 1927 г. на Сергиевском подворье была отслужена 1-я литургия на франц. языке. Преподаватели П. б. и. разрабатывали проекты открытия в Париже франкоязычного прихода. Многие из них активно работали в международных экуменических комиссиях «Вера и устройство» и «Жизнь и деятельность». С 1936 г. прот. Г. Флоровский в качестве представителя ин-та принимал участие в деятельности подготовительного комитета, к-рый вел работу по организации буд. Всемирного Совета Церквей. В 1939 г. во франц. переводе вышла книга прот. С. Булгакова «Православие». Деятели ин-та оказали заметное влияние на представителей богословско-философской мысли Запада (Ж. Маритен, Э. Жильсон). Одним из результатов такого влияния было обращение к Православию видных зап. богословов, среди к-рых одним из первых стал архим. Лев (Жилле). В 1928 г. он перешел в Православие, а с 1929 и до начала второй мировой войны преподавал в ин-те франц. язык.
Серьезным испытанием для П. б. и. в 30-х гг. стали финансовые трудности, обострившиеся на фоне экономического кризиса. Вслед. этого ин-ту была значительно сокращена финансовая помощь со стороны экуменических орг-ций. Епархиальные сборы и пожертвования частных лиц из среды рус. эмиграции также приносили все меньше средств. Несмотря на режим жесткой экономии, к 1932 г. финансовое положение ин-та стало очень тяжелым. Для исправления дел была введена должность финансового секретаря, к-рым стал Зандер. Благодаря его деятельности ситуацию удалось частично стабилизировать. В качестве одной из мер поступления дополнительных средств были предложены выступления институтского хора с платными концертами, к-рые должны были одновременно служить знакомству зап. христиан с сокровищами литургической традиции Православия. Организацию поездок хора и проведение получасовых лекций, предварявших концерты, взял на себя финансовый секретарь ин-та. Подготовка хористов и отбор песнопений была поручена бывш. артисту Императорских театров И. К. Денисову, к-рый еще в 1919 г. по благословению Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) устраивал в Петрограде духовные концерты. Всего с 1933 по 1938 г. было организовано 15 поездок хора во мн. страны Зап. Европы. В связи с началом второй мировой войны, в 1939 г., эта практика была прекращена, но возобновилась в послевоенное время.
Тяжело отразились на П. б. и. церковно-юрисдикционные конфликты того времени. С 1926 г. рус. правосл. общины, составлявшие Западноевропейскую митрополию под упр. митр. Евлогия, прервали отношения с Архиерейским Синодом РПЦЗ в Сремски-Карловци, а в 1930 г. последовал разрыв и с Московской Патриархией во главе с зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси). С февр. 1931 г. Западноевропейская митрополия перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата. Митр. Евлогий стал экзархом К-польского патриарха и 30 апр. 1931 г. был запрещен митр. Сергием и Временным Синодом РПЦ в священнослужении. В связи с этим ин-т покинул еп. Вениамин (Федченков), вместо к-рого инспектором с 1931 г. стал прот. Булгаков, прекратил сотрудничество с П. б. и. и В. Н. Лосский.
Проблему юрисдикции осложняли богословские споры, угрожавшие единству профессорско-преподавательской корпорации ин-та. Критика «модернизма» П. б. и., и, в частности, богословских взглядов прот. С. Булгакова, была среди основных обвинений руководства Западноевропейской митрополии со стороны Архиерейского Синода РПЦЗ. В синодальном послании от 31 марта 1927 г. указывалось, что «Богословский ин-т в Париже учрежден был митрополитом Евлогием без ведома и благословения Заграничного Синода и Собора. Учрежден по программе, Синодом и Собором не одобренной, и с приглашением в качестве преподавателей лиц, или высшего богословского образования не получивших, или таких, православие которых для Синода и Собора весьма сомнительно». За этим последовал целый ряд публикаций в «карловацких» изданиях, направленных против прот. С. Булгакова и др. преподавателей ин-та. В П. б. и. к нач. 30-х гг. внутри профессорско-преподавательской корпорации в отношении богословских взглядов сложилось 2 лагеря. Большинство поддерживало прот. С. Булгакова и его последователей, к-рые придерживались святоотеческой и литургической традиций Православия, но выражали их на языке, испытавшем влияние зап. философии, особенно нем. идеалистической. Кроме того, сформировался кружок молодых богословов, активно искавших вдохновение в богословском наследии Византии. Его участники группировались вокруг Флоровского.
Ситуация осложнилась в сер. 30-х гг., когда софиологическое учение прот. С. Булгакова было осуждено и заместителем патриаршего местоблюстителя РПЦ митр. Сергием (Страгородским) (указы от 7 сент. 1935 и от 27 дек. 1935), и Архиерейским Синодом РПЦЗ (определение от 30 окт. 1935). Фактически под обвинением в отходе от Православия оказалась вся рус. парижская школа богословия. По инициативе профессоров П. б. и. решением его ректора митр. Евлогия в кон. 1935 г. для рассмотрения сути обвинений была создана Богословская комиссия, в которую вошли как сторонники, так и противники богословских взглядов прот. С. Булгакова: прот. С. И. Четвериков (председатель с июня 1936), игум. Кассиан (Безобразов), прот. Г. Флоровский, свящ. Я. Н. Ктитарев, Карташёв, Зеньковский, Сове. В целом при расхождении суждений комиссия оправдала прот. С. Булгакова (его оппоненты - протоиереи С. Четвериков и Г. Флоровский выступили с особым мнением). По итогам работы Комиссии, образованой на Совещании епископов Западноевропейской митрополии, состоявшемся 26-28 нояб. 1937 г., отвергло предъявленное прот. С. Булгакову обвинение в гностицизме и не сочло его учение ересью. При этом, однако, прот. С. Булгакову было предложено «со всею тщательностью пересмотреть свое богословское учение о Св. Софии, в ясных, общедоступных формах разъяснить пререкаемые места своего учения, приблизить их к православному пониманию и изъять из них то, что порождает смущение в простых душах, которым недоступно богословско-философское мышление». Материалы работы комиссии легли в основание специального выпуска ж. «Православная мысль», изданного в 1937 г. под названием «Живое Предание». Остроты проходившей дискуссии добавило обсуждение в П. б. и. опубликованной в том же 1937 г. прот. Г. Флоровским докт. дис. «Пути русского богословия». Вокруг этого труда вели серьезные споры не только преподаватели ин-та, но и представители всей рус. эмиграции. Взгляды самого прот. С. Булгакова в работе не разбирались, но острой критике были подвергнуты его «предшественники»: Вл. С. Соловьёв, участники религиозно-философских собраний, религ. философы нач. ХХ в. В результате диссертация так и не была защищена. И хотя на личном уровне между протоиереями С. Булгаковым и Г. Флоровским конфликтов не существовало, ситуация привела к фактическому размежеванию 2 выдающихся богословов ин-та.
Во время второй мировой войны, в период немецкой оккупации (1940-1944), возникла угроза конфискации Сергиевского подворья, как основанного на территории бывшего нем. прихода, национализированного франц. правительством. К счастью, этого удалось избежать. В связи с военным временем резко обострились финансовые проблемы ин-та. Ряд лучших наставников прекратили преподавать. Находившийся в момент начала военных действий в научно-паломнической поездке на Афоне архим. Кассиан (Безобразов) был вынужден остаться в рус. Пантелеимоновом мон-ре; архим. Лев (Жилле) и Зёрнов успели выехать в Великобританию, прот. Г. Флоровский - в Швейцарию. Зандер и Зеньковский находились в заключении в концлагерях. Федотов эмигрировал сначала в Великобританию, а затем в США. Афанасьев после длительных скитаний вплоть до 1947 г. проживал в Тунисе. Сове с 1939 г. переехал в Финляндию. Основная тяжесть трудов по сохранению ин-та и по продолжению его научной и учебной жизни легла на прот. С. Булгакова, избранного в 1940 г. первым деканом. Уже тяжело болевший раком горла, прот. С. Булгаков осуществлял адм. управление ин-том до своей кончины. Также активное участие в деятельности ин-та в военное время принимали проф. Карташёв (в 1939-1944 инспектор ин-та), архим. Киприан (Керн), Ф. Г. Спасский, К. В. Мочульский; после окончания оккупации также - свящ. В. Зеньковский и Зандер. С гуманистическим противостоянием нацизму во время войны связаны имена постриженной на Сергиевском подворье мон. Марии (Скобцовой), ее сына, иподиак. Юрия, проходившего заочный курс обучения в ин-те, свящ. Димитрия Клепинина, окончившего ин-т в 1929 г. Все трое приняли мученическую смерть в нацистских лагерях и 2004 г. были канонизированы К-польским Патриархатом.
13 июля 1944 г. после длительной болезни скончался декан П. б. и. прот. С. Булгаков. Новым деканом был избран рукоположенный в 1942 г. во иерея В. Зеньковский (с 1955 протопресвитер), занимавший эту должность в 1944-1947 и 1949-1962 гг., инспектором стал архим. Киприан (Керн). После смерти 8 авг. 1946 г. основателя и ректора ин-та митр. Евлогия обязанности ректора короткое время исполнял митр. Владимир (Тихоницкий). 9 окт. 1947 г. ректором стал еп. Кассиан (Безобразов), чья архиерейская хиротония состоялась 28 июля того же года (митр. Владимир продолжал считаться почетным ректором). Еп. Кассиан оставался ректором до своей кончины. Послевоенный период в истории ин-та характеризовался как «новый творческий подъем» (Прп. Сергий в Париже. С. 37). В это время не только восстанавливаются, но и во многом преумножаются богословские, общественные, учебные успехи ин-та. В помощь немногим оставшимся от 1-го поколения преподавателей пришли новые. Среди них - начинавший еще помощником прот. С. Булгакова А. П. Князев (рукоположен во иерея в 1947, протоиерей с 1955, протопресвитер с 1975), занимавший должности декана с 1962 г. и ректора - с 1965 г., читавший в ин-те курсы мариологии, канонического права, догматического богословия, Свящ. Писания ВЗ, а также Б. А. Бобринский (иерей с 1959, протопресвитер с 1995, декан в 1993-2005; история Др. Востока, догматическое богословие), свящ. А. Д. Шмеман (впосл. протопресвитер; история Церкви), И. Ф. Мейендорф (впосл. протопресвитер; греческий яз. и история Церкви), Н. М. Осоргин (литургика и церковный устав), Н. А. Куломзин (впосл. протоиерей; Священная история Ветхого и Нового Заветов), К. А. Ельчанинов (философия и апологетика), П. Н. Евдокимов (нравственное богословие). В послевоенные годы нек-рые преподаватели ин-та защитили докторские диссертации по богословию. Еще по уставу 1933 г. ин-ту присвоено право присуждать степень д-ра богословия и д-ра богословия honoris causa. Первая докторская защита прошла в 1945 г., когда архим. Киприан (Керн) был удостоен степени д-ра богословия за труд «Антропология свт. Григория Паламы» (П., 1950. М., 19962). В 1947 г. работу на соискание степени д-ра защитил еп. Кассиан (Безобразов) («Водою и Кровию и Духом: Толкование на Евангелие от Иоанна». П., 1996. П.; М., 20042. С. 7-14), в 1948 г.- прот. В. Зеньковский («История русской философии». П., 1948-1950), в 1950 г.- прот. Н. Афанасьев (Церковь Духа Святого. П., 1971. Рига, 1994р) и прот. А. Шмеман («Введение в литургическое богословие»), в 1954 г.- прот. А. Князев («Письмо Аристея к Филократу и предыстория перевода LXX»). Всего П. б. и. присвоил степень д-ра богословия ок. 20 чел., и более 40 видных ученых и церковных деятелей стали докторами богословия honoris causa.
В 50-60-х гг. преподаватели П. б. и. инициировали ряд значимых научных проектов. Так, в 1953 г. архим. Киприан (Керн) организовал 1-ю межконфессиональную конференцию специалистов в области литургики, получившую название «Седмицы литургических исследований». К участию в конференции приглашали представителей православной, католич. и протестант. литургической науки. После проведения первой седмицы было решено сделать этот научный форум ежегодным. Каждый раз для обсуждения участникам предлагалась новая тема. Материалы прошедших форумов издавались в виде коллективных монографий. В наст. время «Седмицы литургических исследований» стали одним из самых известных начинаний ин-та, а их число приблизилось к 60. Др. научным проектом, осуществленным в 1951-1964 гг. при поддержке Британского Библейского об-ва, стал перевод НЗ на рус. язык. В 1951 г. была создана Комиссия по пересмотру рус. текста НЗ. При комиссии был создан исполнительный комитет для ведения текущей и адм. работы, который возглавлял представитель Парижского отд-ния ИМКА Д. А. Лаури. Главным ответственным переводчиком согласился стать еп. Кассиан (Безобразов). Первоначальная задача исправления т. н. Синодального перевода быстро переросла в проект по осуществлению полноценного нового перевода. Основной объем работ выполнен лично еп. Кассианом, к-рый в ин-те возглавлял кафедру Свящ. Писания НЗ. Осенью 1958 г. Британское Библейское об-во выпустило в свет Четвероевангелие, в 1960 г. издана кн. Деяния св. апостолов. Работа продолжалась практически до конца жизни еп. Кассиана. Издание перевода всего НЗ вышло в свет только в 1970 г.
В послевоенный период ин-т стал играть особую роль для Поместных Православных Церквей. Его студентами становились греки, сербы, правосл. арабы, желавшие приобщиться к правосл. богословию, сохраненному и преумноженному рус. богословской школой в Париже. Так, в 1949-1953 гг. в П. б. и. обучался молодой иером. Игнатий (Хазим; впосл. патриарх Антиохийский Игнатий IV). В 1953 г. ин-т принимал активное участие в организации Всемирного братства православной молодежи (СИНДЕСМОС), предшественником к-рого был основанный Зеньковским Религиозно-педагогический кабинет по работе с правосл. молодежью. Активным было участие преподавателей ин-та в экуменическом движении. Многие из них сотрудничали со Всемирным Советом Церквей, читали курсы по Православию в различных западных ун-тах, ездили с просветительскими лекциями. В знак признания роли ин-та трое его представителей (Евдокимов, протопр. Н. Афанасьев и прот. А. Князев) были приглашены наблюдателями на II Ватиканский Собор.
С 60-х гг. XX в. перед П. б. и. стояли задачи: с одной стороны, сохранение традиций, заложенных его основателями, а с другой - активный поиск своего места в новой исторической обстановке. Произошло значительное изменение профессорско-преподавательского состава. Серьезной потерей для ин-та был отъезд в США прот. Г. Флоровского, свящ. А. Шмемана, а затем также и Мейендорфа, к-рые стали преподавателями Свято-Владимирской семинарии самоуправляемого Митрополичьего округа в Северной Америке. Ушли из жизни последние представители «старого» поколения преподавателей: архим. Киприан (Керн; † 1960), проф. Карташёв († 1960), протопр. В. Зеньковский († 1962), Зандер († 1964), еп. Кассиан (Безобразов, † 1965), протопр. Н. Афанасьев († 1966). Среди тех, кто приступили к преподавательской деятельности в это время, были О. Клеман (история Церкви, история Вселенских Соборов), иером. Гавриил (Патачи; визант. богословие), прот. И. Брек (Свящ. Писание НЗ, зав. заочным отд-нием), Н. В. Лосский (впосл. протоиерей; история Церкви), Д. М. Шаховской (история рус. философии). В ин-те стали преподавать представители новой сербской богословской школы: иеромонахи Афанасий (Евтич; ныне епископ СПЦ на покое; введение в богословие и патрологию, история Церкви визант. периода) и Амфилохий (Радович; ныне митрополит СПЦ; катехитика (правосл. педагогика)). С 70-х гг. в ин-те начали преподавать женщины: К. В. Куломзина (рус. и слав. языки), А. Бернардини-Готтиньи (философия и психология), Д. Лекко (греч. язык).
Для мн. преподавателей рус. язык в то время уже не являлся родным. Уменьшалась и доля рус. студентов: они составляли меньшинство среди учащихся. В 1956 г. из 30 студентов было 10 русских, в 1964 г. из 20 студентов - 7 русских. С нач. 60-х гг. в П. б. и. произошел постепенный переход на преподавание на франц. языке (завершился в кон. 70-х гг.). Однако ежедневные богослужения в храме Сергиевского подворья продолжали совершаться только на церковнослав. языке. Лишь в 90-х гг. XX в. на будничных службах стали частично использоваться франц. богослужебные тексты. Многолетним бессменным руководителем институтского хора Н. М. Осоргиным ревностно сохранялись лучшие певч. традиции, заложенные отцами-основателями. Под его руководством сводный хор с успехом продолжал совершать поездки-гастроли. Если в первые послевоенные годы на обучение в ин-те по-прежнему принимались только лица муж. пола, то уже в 1949 г. в связи с растущим интересом женщин к получению полноценного богословского образования ректором и ученым советом при ин-те были учреждены Высшие женские богословские курсы (действовали до 1960). С 1975 г. женщины допускаются к обучению в ин-те наравне с мужчинами.
С 1953 г. выпускникам П. б. и., окончившим полный курс обучения и защитившим соответствующие выпускные сочинения, стали присваиваться звания кандидата и магистра богословия. В дальнейшем академический учебный план ин-та представлял собой 4-годичный лиценциат (licence) с выделением в нем 1-го подготовительного года (propedeutique) и 2-годичной магистратурой (maitrise), по окончании к-рой защищалась самостоятельная диссертация. Докторские диссертации готовились соискателями также самостоятельно. В учебном плане при сохранении основных богословских предметов постоянно появлялись новые: мариология (учение о Божией Матери), эртология (учение о праздниках правосл. Церкви), иконография, биоэтика, экзегетика, литургическая музыкология и др. В это время принимается решение о допуске на занятия вольных слушателей, к-рые могли выбирать для себя лишь отдельные предметы. С 1982 г. для тех, кто не могли посещать регулярные занятия, была представлена возможность освоения любых богословских предметов по выбору в режиме заочного обучения (Formation theologique par correspondence). Однако дипломы, выдаваемые ин-том, по-прежнему не признавались франц. гос-вом. Мн. студенты одновременно обучались в различных высших учебных заведениях Франции, защищая там работы по близкой к богословию тематике. Одной из удачных попыток признания со стороны франц. гос-ва выдаваемых дипломов в 90-х гг. XX в. стала практика т. н. тройных докторатов. В соответствии с соглашением, заключенным с Католическим ин-том Парижа и Ун-том Сорбонны, соискатель степени д-ра богословия, выполнивший учебный план, утвержденный руководством 3 учебных заведений, и успешно защитивший свою диссертацию перед специально созданным советом, получал диплом, признаваемый государством.
С 2006 г. П. б. и. соответствует требованиям Болонского процесса, в связи с чем произошло частичное изменение академического учебного плана. Ныне он строится как последовательное чередование 3 циклов: 3-годичный лиценциат (liсence), 2-годичная магистратура (maitrise), 3-годичный докторат (doctorat). Наряду с этим в ин-те с 1982 г. имеется возможность получения систематического заочного образования на 1-м уровне (Enseignement theologique a distance), т. е. для получения степени бакалавра. Большим событием для ин-та начала посл. четв. XX в. стало переустройство б-ки и строительство отдельного помещения для общежития (закончено в 1975). Это позволило значительно улучшить условия организации учебного процесса (новые аудитории) и проживания студентов, а также обустроить необходимые вспомогательные службы (трапезная). Однако одной из самых острых проблем продолжала оставаться финансовая. О ее масштабе говорит, в частности, тот факт, что с кон. 80-х гг. XX в. обсуждалась возможность продажи исторической территории Сергиевского подворья и его переезда на др. место. Значительную роль в сборе финансовых средств для ин-та в это время сыграла созданная Ассоциация по сохранению и помощи Институту православного богословия в Париже (AMEITO).
В наст. время в парижском П. б. и. преподают ок. 30 членов профессорско-преподавательской корпорации, численность студентов на всех уровнях в среднем составляет 60-80 чел. в год. Дополнительно различные заочные программы осваивают неск. сотен человек. Оставаясь признанным центром богословского образования, ин-т продолжает играть заметную роль в жизни зап. Православия. Здесь проходят многочисленные встречи и конференции разного уровня. Продолжает выходить научный ж. «La Pensee Orthodoxe». В 2001 г. организовано изд-во («Librairie Saint-Serge»), в к-ром выходят многочисленные издания по истории и совр. состоянию Православия, материалы конференций, богословские труды. При ин-те для широкого круга желающих организованы различные курсы: церковного пения, иконописания, по изучению русского, церковнославянского и современного греческого языков.
Будучи самоуправляемым образовательным учреждением, ин-т является важной частью Архиепископии западноевроп. приходов рус. традиции. В 1991 г. принят новый устав, согласно к-рому ректором по должности является глава Архиепископии, декан и инспектор ин-та избираются преподавательским советом и утверждаются правящим архиереем. Фактически должность ректора стала почётной, а общее руководство ин-том осуществляет декан. В кон. 2013 г. возник конфликт между профессорско-преподавательской корпорацией П. б. и. и новоизбранным управляющим Западноевропейским Экзархатом рус. приходов К-польского Патриархата архиеп. Телмесским Иовом (Гечей). Архиеп. Иов публично критиковал состояние финансовой системы ин-та и организацию его образовательной деятельности, предпринимал попытки взять административное и финансовое управление ин-та под свое прямое руководство. 16 июня 2015 г. адм. совет и профессорско-преподавательская корпорация ин-та выступили с декларацией о прекращении впервые в истории П. б. и. очной преподавательской деятельности в следующем учебном году в знак протеста против нарушения со стороны архиеп. Иова законных прав ин-та. 28 нояб. того же года решением Синода К-польского Патриархата архиеп. Иов (Геча) был освобожден от управления Западноевропейским Экзархатом рус. приходов. В 2016/17 уч. г. Сергиевский ин-т возобновил полный цикл своих академических программ.
27 нояб. 2018 г. К-польский Синод принял решение об упразднении Архиепископии русских церквей в Западной Европе и интеграции ее организаций и приходов в др. (греческие) митрополии К-польского Патриархата. Декан прот. Н. Чернокрак и большинство преподавателей П. б. и. поддержали позицию, занятую управляющим Архиепископией архиеп. Хариопольским Иоанном (Реннето; ныне митрополит Дубнинский), епархиальным советом, пастырским собранием и генеральной ассамблеей Архиепископии о сохранении ее как единой церковной структуры и о самостоятельном выборе приходами рус. традиции в Зап. Европе своей юрисдикционной принадлежности. 14 сент. 2019 г. на основании принятого большинством голосов решения чрезвычайного общего епархиального собрания Архиепископии западноевроп. приходов русских традиции Синод РПЦ постановил принять в юрисдикцию Московского Патриархата архиеп. Иоанна (Реннето) и всех желавших того клириков и приходы Архиепископии. 8 окт. архиеп. Иоанн в сослужении декана П. б. и. прот. Н. Чернокрака провел литургию в престольный праздник в храме Сергиевского подворья в Париже. 1 нояб. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) подписал Патриаршую и Синодальную грамоту «О восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью». 30 нояб. 2019 г. большинством голосов общее собрание Сергиевского подворья в Париже утвердило переход прихода в юрисдикцию Московского Патриархата.
Митр. Евлогий (Георгиевский; 30 апр. 1925 - 8 авг. 1946); митр. Владимир (Тихоницкий (и/о); 8 авг. 1946 - 9 окт. 1947); еп. Кассиан (Безобразов; 9 окт. 1947 - 4 февр. 1965); протопр. Алексий Князев (февр. 1965 - 8 февр. 1991); архиеп. Георгий (Вагнер; 12 февр. 1991 - 6 апр. 1993); архиеп. Сергий (Коновалов; 27 июня 1993 - 22 янв. 2003); архиеп. Гавриил (де Вильдер; 22 янв. 2003 - 16 янв. 2013); митр. Эммануил (Адамакис; 16 янв.- 2 нояб. 2013); архиеп. Иов (Геча; 30 нояб. 2013 - 28 нояб. 2015); митр. Иоанн (Реннето; с 28 нояб. 2015).
Прот. Сергий Булгаков (1940-1944); протопр. Василий Зеньковский (1944-1947 и 1949-1962); протопр. Алексий Князев (1962-1991); К. Е. Андронников (1991-1993); протопр. Борис Бобринский (1993-2005); архим. Иов (Геча; 2005-2007); прот. Николай Чернокрак (2007-2012 и с 2014 по н. в.); прот. Николай Озолин (2012-2014).